09 Jan
Ин Вино Веритас

Вошло вино, вышла тайна

Трактат Санхедрин 

Скажем сразу, я против алкоголизма. Как и любая форма зависимости, будь то химические вещества, токсичные отношения или высокая зарплата на нелюбимой работе, алкоголь разрушает радость от жизни. Подменяя его непродолжительным оглушением рецепторов через выделение разного рода гормонов и ферментов. Тут медики и психологи лучше расскажут. Я про другое. 

Намедни мой знакомый опубликовал короткий рассказ. Эдакий экскурс в историю Древней Греции. Есть мнение, и оно особо популярно именно у греков, которые сегодня имеют очень отдаленное отношение к Эллинской цивилизации. Как в плане религии, так и в плане устройства жизни. Мнение, что вся современная цивилизация и особенно её культурная часть родилась в Древней Греции. Не буду спорить. Замечу лишь факт, что древнегреческая культура формировалась не в вакууме. А соприкасалась, и зачастую интегрировалась, с ближневосточной, североафриканской, центральноевропейской и даже индийской культурами. Привет от Александра Македонского, то ли упавшего со слона, то ли слон на него упал. Не суть. Делая первое приближение, что культура пошла из Древней Греции, делается второе упрощение – любая дичь, найденная или придуманная историками по теме - несомненный аргумент, чтобы эту дичь срочно внедрять в свою жизнь. 

И так, картина к рассказу – Спартанец, показывающий пьяного илота своему сыну. Художник Фернан Сабатте. А дальше следует повествование: 

«В Спарте свободные спартанцы вообще не употребляли вина, усердно спаивая своих рабов, которым вменялось в обязанность обязательно выпивать четыре чашки вина в день. Интересным и весьма поучительным в этом смысле представляется спартанский ритуал посвящения молодых людей в войны.
Выглядело это примерно так. Молодые люди выстраивались вместе с опытными воинами в каре. Посредине нескольким рабам последовательно давали одну, две, три чашки вина и заставляли их выполнять различные воинские упражнения. Рабы промахивались, злились, ругались, дрались, а юноши с презрением наблюдали, как те постепенно теряют человеческий облик. Затем в рабов плевали, кидали грязь и как скот пинали ногами.» 

Представляю, как они отучивали подростков от курения и мастурбации таким же способом. Какой вывод мы можем сделать из данного рассказа? Алкоголь = вред, а спартанцы = молодцы? Неочевидно. 

Во-первых, Сабатте жил и ваял свою картину примерно в конце 19 века. И историком он не был. То есть, его данные об устройстве древней Спарты могут быть весьма сомнительны. Кроме того, знания про Древнюю Спарту весьма расплывчаты и передавались не самими спартанцами, а их соседями. Которые спартанцев по вполне понятным причинам сильно недолюбливали. Стоит дополнить, что примерно в то же время, конец 19 века, в Европе зарождается движение за трезвость. Именно потому, что пьянствующие работники нафиг никому не нужны, привет илотам. Если кто не помнит, аналогичную задумку пытались реализовать в США в 20-х годах двадцатого века, а в СССР в 80-х годах. Последствия были катастрофические, но в моменте идеология показала всем такой жесткий кулак, что немудрено вдохновение художника на заданную тему. 

А я вспоминаю Грузию. Мой друг живет в Кахетии. Это такой замечательный регион в долине гор, откуда происходит сорт вина Цинандали. Вино белое, но у кахетинцев больше в почете красное вино. Виноделие в Кахетии имеет вековые, а может и тысячелетние традиции. Приходили и уходили империи, а лоза оставалась и возделывалась. И даже с 7 по 11 век, когда Грузия попала под управление арабских завоевателей, в Кахетии сохранялась культура виноделия. Не только как символ традиции, но и как символ храбрости. Есть легенда, что войны макали сушенный хлеб в вино, и он придавал им смелости. В отличии от чужеземцев, которые были вынуждены покинуть страну. 

Но оставим легенды. Представьте на веранде двухэтажного дома накрытый стол с друзьями. За столом только мужчины, ибо древняя традиция гендерно несовместимая. Сыр, мясо, зелень и… кувшины с вином. Прекрасное красное кахетинское вино. Не из бутылок. Его делают для себя в небольших количествах. То есть сотнями литров, но не тоннами. Говорят, что помимо традиционного изготовления в глиняных подземных емкостях - квеври, очень важно кто делает вино. Человек должен быть надежный и спокойный, не конфликтный. Иначе люди, выпив вина, становятся агрессивными. Еще говорят, важно в какой фазе луны начинают сбор урожая. И другие премудрости. Но самое главное — это ритуал за столом. 

Кто где сидит может и второстепенно в дружеской компании, но последовательность тостов, полнота рассказа, стилистика и глубина мысли – это искусство. Вопреки сужим домыслам, обязательство выпить до дна, и уж тем более целый рог применяется крайне редко. Есть пару тостов, которые пьются целиком. Но бокалы, а точнее стаканы вполне себе небольшие. Закуска вкусная. Разговор неспешный. Как невидимая нить диалога вплетается в прекрасный узор южной ночи. Именно там меня научили облекать морские байки в необычную упаковку восточной мудрости и субтильного блеска. А основная мысль рассказа должна быть неочевидной и неожиданной до самого конца. Самый красивый и торжественный момент наступал утром. Когда огромные массивы гор напротив нашего застолья освещались зарей утреннего света. Сначала лишь тонкая гирлянда вдоль хребта вековых исполинов, как электрическая искра зажигала восход. И вот спустя пару мгновений весь горизонт озаряется мягким розово-оранжевым заревом. А сердце поёт. Впрочем, почему только сердце. В этот момент мы все начинали петь старинные мотивы, слова которых уже позабылись, но осталась чудесная мелодия а-капеллы. Вино из века в век вдохновляло поэтов, музыкантов, художников и писателей. Даже Бальзак говорил, что «нет смолы крепче, чем сургуч бутылки с шампанским, чтобы связать людей». 

Ну а что мы можем сказать про спартанцев, если байки про них правда? Они бросали младенцев со скалы. Хорошо, хоть не ели. Были немногословные. Плутарх приписывал спартанским мамам слова – со щитом или на щите. То, что шапку надо надевать, чтобы голову не напекло, мамы ничего не говорили. И еще они спаивали и издевались над рабами. Потому что боялись их восстаний, а другой методологии управления не смогли придумать. Например, ипотеку. Одним словом, согласно мифам - спартанцы были полными муд@ками в современном понимании этого слова. А то вдруг на древнегреческом «мудакос» это почетный гражданин города. Ну типа звания «работник года» сегодня. Эти же пить не умели, общаться не любили. Детей любили, но только без соплей и кашля. Так что из всей Древней Греции стали они культурной осью для той части, где Абибас и семки перекликаются на районе с пивасом и сигами. Там пивас можно даже под турником, это же не вино. 

Комментарии
* Адрес электронной почты не будет отображаться на сайте.